Молодёжь как социально-демографическая группа
Основные институты социализации современной молодежи
Социализация – это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки.
Современная российская молодежь выросла в пореформенный период, когда роль основных институтов социализации была минимизирована. До последнего времени подрастающее поколение по многим вопросам фактически было предоставлено само себе. Ослабление роли традиционных институтов социализации, уменьшение экономической поддержки и социальной помощи молодежи привело к переоценке ценностей: главным стало материальное при практически снятых ограничениях на способы его достижения.
В связи с этим необходимо обратить внимание на следующие моменты.
Во-первых, молодежь – одна из крупных социально-демографических групп российского общества.
Во-вторых, вчерашние выпускники учебных заведений пополняют ежегодно экономически активное население страны. За 1991–1998 гг. высшими учебными заведениями страны было подготовлено 3475,4 тыс. человек, из которых 3399,5 тыс. получили государственные дипломы. За этот период 11337,2 тыс. человек прошли курс профессионального обучения в профессионально-технических и средних специальных учреждениях и поступили на рынок труда.
Наконец, актуальность социализации молодежи определяется сложностью времени, в котором оказалась данная молодежь. Распались ранее созданные молодежные объединения и организации, молодые люди оказались предоставлены самим себе, начался процесс десоциализации, приведший к значительному росту числа молодежи с девиантным поведением. Сегодня ситуация жизненного самоопределения молодежи неоднозначна. С одной стороны, представители молодого поколения составляют значительную долю в составе новых социальных слоев – предпринимателей, менеджеров, банковских работников. Увеличилось число молодых людей, возглавляющих общественные движения и политические партии. С другой стороны, молодежь оказалась одной из самых незащищенных социальных групп, значительно ухудшилось ее материальное положение, замедлилось социальное продвижение, наблюдается глубокое противоречие, вызванное несоответствием новых социально-экономических требований и качеств личности молодого человека, традиционно формируемых социальными институтами российского общества.
Названные обстоятельства требуют активизации деятельности по социализации молодежи, воспитания ее гражданских качеств.
Сущность молодежи как социальной группы раскрывается в процессе реализации ею функции воспроизводства социальной структуры. Наследуя и воспроизводя сложившиеся общественные отношения, каждое новое поколение обеспечивает сохранение целостности общества и участвует в его совершенствовании и преобразовании на основе своего инновационного потенциала. Тем самым осуществляется развитие как молодежи, так и общества в целом.
Позитивная направленность изменений количественных и качественных характеристик молодежи в ходе ее становления как субъекта общественного воспроизводства свидетельствует о социальном развитии данной социально-демографической группы. Его критерием является приобретение и изменение молодыми людьми собственного социального статуса и формирование гражданских идентичностей в процессе достижения молодыми людьми социальной зрелости. Данный процесс связан с риском, не обходится без проб и ошибок в выборе жизненного пути, способах самореализации молодых людей.