Социокультурная обусловленность профессиональных устремлений. Культурно-историческая экспозиция проблемы
Профессия в историческом, социокультурном контексте представляет собой ценность. Это ценность многоуровневая и многозначная: ее содержание в разное время, в различных «эшелонах» общества неодинаково. Ценностное наполнение зависит не только от социокультурного, политико-экономического состояния общества, но и от особенностей носителя-актора.
Поэтому ценность профессии и совокупна, и дифференцированна в одно и то же время. Мы имеем в виду дифференциацию не только в классово-экономическом смысле слова, но в социокультурном: по ценностям, потребностям и, конечно же, по типу жизни, хозяйствования. В этом ракурсе профессию можно рассматривать как один из смыслообразующих моментов в развитии культуры.
Профессия относится к таким явлениям, которые возникли задолго до того, как их стали изучать, поэтому его исследование обязательно должно включать и рефлексию относительно его генезиса.
Исследование памятников Среднего царства позволило выявить социальный слой основных производителей материальных благ, обозначаемых самими египтянами обобщающим термином «царские хемуу». Этим термином охватывалось практически все трудящееся население страны.
Царские хемуу, основной обязанностью которых была работа в рамках определенной профессии, эксплуатировались как в царском и храмовых хозяйствах, так и в хозяйствах частных лиц – людей, занимавших различные должности в центральной, номовой и храмовой администрации. Связь каждого царского хемуу с определенной профессией была характерной особенностью всего данного социального слоя.
Царские хемуу назначались на работы в юности, причем права выбора профессии они были лишены. Каждый год от имени царской администрации в номах проводились специальные смотры, основное назначение которых состояло в распределении юношей из трудового населения страны, достигших совершеннолетия. На эти смотры привлекались все дети царских хемуу. Прежде всего, на смотрах происходил отбор наиболее сильных и выносливых юношей в войско; назначались дети царских хемуу и в низшее жречество. При определении в ремесленное производство, естественно, учитывались профессиональные навыки, передаваемые по наследству, поэтому сын ремесленника обычно становился тоже ремесленником. Большая часть юношей становилась земледельцами или распределялась на другие основные профессии в зависимости от производственной потребности египетского хозяйства. Назначенная принудительно, профессия являлась для большинства участников смотра пожизненной.
Источники Нового царства заставляют предполагать, что этот слой трудящегося населения страны со всеми его основными отличительными чертами продолжал существовать и на протяжении всего новоегипетского этапа истории страны, правда, под новым обобщающим наименованием – семдет, что значит «профессии», т.е. люди, распределенные на профессии.
Ремесло играло видную роль в экономике позднеримского Египта, а ремесленники представляли собой многочисленный слой производительного населения страны.
Будучи юридически свободными, ремесленники государственных мастерских на деле были лишены свободы выбора профессии, свободы передвижения и т.д., и своим бесправным положением в известной мере напоминали рабов.
Однако основным ядром египетских ремесленников в позднеримское время были ремесленники, работавшие самостоятельно, и наемные работники. И в этой среде, так же как и у работников государственных мастерских, наследственность профессии была обычным явлением, но в данном случае она не носила, как полагали до недавнего времени, принудительного характера. Поскольку наследственность профессии вызывалась не государственным принуждением, а традицией и экономическими условиями, можно утверждать, что у детей подавляющего большинства ремесленников не была отнята свобода выбора профессии.