Этический кодекс и стандарты социальной работы
Этический и профессиональный кодекс социального работника отвечает международным нормам социальной работы, принятым во всем мире. На российской конференции членов межрегиональной Ассоциации работников социальных служб (22 мая 1994г) был принят профессионально - этический кодекс соц. работника, в котором сформулированы моральные принципы деятельности в сфере социального обслуживания.
Этические стандарты социального работника.
Суммируя все вышесказанное, а также используя приемлемый для нашей страны опыт социальной работы за рубежом, где существует даже этический кодекс, разработанный НАРС, можно выделить основные этические стандарты социального работника.
К главным его положениям относятся:
быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиента;
делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиента;
уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;
в отношениях с коллегами быть доброжелательным, уважительным;
в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;
служить своей профессией на благо окружающих.
К этическим стандартам профессионального общения социального работника можно отнести следующее:
социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом;
социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника;
социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего;
социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных и дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей;
социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей;
социальный работник, занимающийся исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей; убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем; информировать об этом заранее и не оказывать на них давления (при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования);
социальный работник, занимающийся исследовательской работой, должен защитить своих подчиненных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав;
социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними;
информация, полученная в процессе исследовательской работы должна считаться конфиденциальной.
Что касается непосредственных этических обязательств социального работника перед клиентом, то:
интересы клиента всегда должны быть на первом месте;
социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки;
недопустимо использование взаимоотношений с клиентом для достижения личной выгоды;
не следует проявлять, способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации, на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, личностными характеристиками, условиями, статусом;
социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, предоставляемых ему социальной службой;
следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента;
социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб;
социальный работник должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов "лечения";
социальному работнику не следует участвовать от имени своего клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента.
Что касается такого важного этического момента как конфиденциальность, социальный работник должен:
уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации;