Теоретическая часть
«Уважение конфиденциальности». Я получила от своей клиентки очень много информации: о её личной жизни (о том, что она беременна, наркоманка, проститутка, не посещает школу, убегает из дома), о её жизненных планах (что она не собирается бросать наркотик). И по идее я не должна сообщать эту информацию кому либо, но с другой стороны, я не могу скрыть эту информацию, т. к. её сокрытие может нанести ещё больший вред моей клиентке, и не только ей. Могут пострадать её родители. И поэтому это ещё один принцип, через который я должна переступить.
Так как клиентом социальной работы в нашем кейсе выступает несовершеннолетняя 15 летняя девочка, очень важно отметить следующий факт: вся ответственность за действия ребёнка лежит на плечах родителей, в том числе и ответственность за совершение административных и уголовных преступлений (административная и уголовная ответственность наступает по достижению 16 летнего возраста).[5] Однако, также необходимо отметить, что наша клиентка имеет полное право (по достижению 14 летнего возраста) самостоятельно решать вопросы связанные с её личным здоровьем (Семейный кодекс Р.Ф.).[6] Эти обстоятельства необходимо учитывать при работе с клиентом и планировании своих действий относительно него.
В данном кейсе я должна выступить посредником между клиенткой – девочкой и другими специалистами такими как: медицинские работники, психологи, наркологи, юристы – для решения проблем клиентки связанные с состоянием её здоровья и наркозависимостью. А также выступить посредником между клиенткой и людьми, от которых также зависит успешность решения проблем (родители девочки; отец её ребёнка, если таковой имеется).
Я выделила следующие этические дилеммы, с которыми сталкиваюсь в данном кейсе:
Ø Патернализм и самоопределение;
Ø Расхождение личных и профессиональных ценностей;
Ø Конфиденциальность и частный характер сообщении;
Ø Распределение ограниченных ресурсов.
Патернализм и самоопределение:
Патерналистские действия включают вмешательство в желания клиентов или их свободу для их собственного блага с целью ограничить саморазрушительные действия клиента. Патернализм считает возможным обязывать клиента принимать услуги против желания или принудительно, утаивать информацию или предоставлять дезинформацию. Так же мы имеем право ограничить свободу действий клиента, если:
1) человек постоянно отказывается поступать в соответствии с принятыми в данном обществе моральными нормами;
2) действия человека в недопустимой степени подвергают риску интересы других людей;
3) действия человека нарушают закон. [7]
С одной стороны наша клиентка имеет право поступать, так как она хочет, имеет право, переживая беременность заниматься проституцией, принимать наркотики, нарушая закон, имеет право не желать отказываться от них, тем самым нанося огромный вред себе, будущему ребёнку, близким людям (т. к. ответственность за девочку понесут её родители), с другой стороны я, как специалист социальной работы, имею право совершить патерналистские действия в отношении своего клиента. И я считаю, это будет лучший вариант, так как моя клиентка выбирает неверную позицию. Если разрешить девочке поступать так, как она хочет, мы рискуем подвергнуть опасности её жизнь (так как беременность, наркомания, проституция – это огромный риск для здоровья. Возможны различные венерические заболевания, СПИД, осложнения с беременностью и многие другие последствия). А также клиентка рискует подвергнуть опасности третьих лиц, т.е. своих родителей, т. к. она своими действиями нарушает закон, а всю ответственность понесут они. Поэтому, я ограничу свободу действий своей клиентки.