Этические основы социальной работы с детьми группы риска. Основные документы, регламентирующие деятельность социального работника
Для того чтобы изучать принципы и стандарты поведения социального работника в отношении с детьми группы риска, необходимо выяснить, какие существуют документы, регламентирующие деятельность специалиста при работе с данной категорией граждан. В раскрытии данного вопроса основываемся на работах современных исследователей в области социальной работы (Коныгина М.Н., Медведева Г.П., Фирсов М.В, Шнейдер Л.Б.)
В практике социальной работы уже имеется ряд средств для регулирования поведения и действий специалистов социальной работы. В системе социальной защиты населения действует система правового регулирования отношений между участниками процесса – Конституция Российской Федерации, законы РФ, указы Президента и распоряжения местных органов власти и система административного регулирования – уставы, положения, штатные расписания, должностные инструкции, приказы и т. п. Предусмотрена также система отчетности и формального контроля за деятельностью учреждений социальной защиты и отдельных социальных работников.
Все законодательные и нормативно-правовые акты, которые применяются в работе социального работника с различными категориями населения и в частности с дезадаптированными детьми и подростками можно разделить на 3 блока документов:
1. Международное законодательство;
2. Российские законы и нормативно-правовые акты;
3. Нормативно-правовые акты субъектов РФ.
Основополагающим документом международного права, содержащим изложение в систематизированном виде комплекса основных прав человека является «Всеобщая декларация прав человека», принятая и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
Содержание статей Декларации стало критерием для определения степени уважения и соблюдения государствами международных норм, касающихся неотъемлемых прав человека». «Все люди, – гласит ст. 1, – рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства»[5].
На основе принципов этого документа многими странами были приняты важные правовые акты.
В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, к которой присоединилась Российская Федерация в 1990 г. Конвенция явилась продолжением общей гуманистической линии, проводимой международным сообществом в защиту прав и свобод человека.
В отличие от ранее принятых международных актов (Женевская декларация прав ребенка, принятая в 1924 г. в рамках Лиги Наций, Декларация прав ребенка, принятая ООН в 1959 г.) Конвенция по новому ставит вопрос о правах ребенка [5].
Признавая ребенком каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, она рассматривает детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, создании благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, считая его самостоятельным субъектом права. Конвенция ставит перед государством задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитание его «в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности».
Одно из основных требований Конвенции в адрес государства, ратифицировавших Конвенцию, – приоритетное и наилучшее обеспечение прав и интересов ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов [5].
Конвенция не только подчеркивает приоритет интересов детей над интересами общества, но специально выделяет из них депривированные группы: сирот, инвалидов, беженцев, правонарушителей.
Всемирная декларация ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей – принята 30 сентября 1990 г. В ней регламентирована одна из главных задач правительств всех стран мира – обеспечить возможности всем детям определить себя как личность, реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей, обеспечивающих их благополучие.