Особенности проблем детей группы риска и специфика взаимоотношений при решении общих проблем.

Проанализировав социально-психологические особенности детей группы риска, мы переходим к рассмотрению их проблем, которые во многом определены социальным самочувствием и психологическими особенностями данной категории населения. В раскрытии данного вопроса основываемся на работах современных ученых в области социальной работы и психологии, таких как, Коныгина М.Н., Медведева Г.П., Горлова Е.Б., Шнейдер Л.Б., Ширгалин Б.Ш.

Рассмотрим основные проблемы детей группы риска.

Одной из острейших проблем детей, относимых к группе риска является неблагоприятная, асоциальная обстановка в семье. Пьющие родители, которые то и дело избивают ребенка, попрекают его в том, что он сидит у них на шее своим поведением вынуждают своего ребенка уйти от них, забыться, нередко такие ситуации в семье приводят к подростковому суициду. Работая с детьми из неблагополучных семей, следует останавливаться на воспитательной работе не столько с детьми, сколько с их родителями, так как именно они и их поведение являются причиной социальной дезадаптации ребенка. Жестокое обращение с детьми в некоторых семьях одна из важнейших проблем современности. Родители бьют и двухлетних и восемнадцатилетних с одинаковой жестокостью. И, наблюдая за этим, общество и социальные службы не всегда могут своевременно оказать необходимую помощь. Рассмотрим данную проблему на конкретном примере.

«Несколько месяцев назад Галина Н. сообщила, что подозревает жестокое обращение с ребенком в семье ее соседа этажом выше. Глава семья Александр С., по ее мнению, постоянно бьет своего двухлетнего сына Андрея. Несколько вечеров подряд она слышала сильный шум. Мальчика Галина Н. встречает очень редко и каждый раз видит на нем синяки и ссадины. Андрей выглядит очень грустным.

Социальный работник отметила это в своем отчете, но не предприняла никаких мер. Через месяц после этого разговора мать Андрея привела сына в больницу для оказание экстренной помощи. У мальчика были многократные переломы, которые, как сказала его мать, он получил в результате падения с лестницы. Наблюдающий мальчика врач не поверил в эту историю и в соответствии с законом сообщил о случившемся в управление здравоохранения. Подозрение врача – жестокое обращение с ребенком.

Для выяснения обстоятельств заявления врача в квартиру семьи С. был направлен социальный работник. После разговора с родителями социальный работник заключил, что прямой угрозы жизни ребенка не существует.

Через 10 дней после визита социального работника мать мальчика позвонила в скорую помощь и сообщила, что ребенок задыхается. Когда скорая помощь прибыла, мальчик был без сознания. Спустя 12 часов Андрей умер в больнице, не приходя в сознание. В медицинском заключении о смерти ребенка было написано "Смерть наступила в результате жестокого обращения"[2, с.100].

Чтобы разобраться в данной ситуации, необходимо ответить на следующие вопросы:

- Было ли достаточно подозрения соседки для вмешательства социального работника?

- Когда наказание детей родителями можно считать насилием?

- В каких случаях допустимо перемещение ребенка из семьи и возможно ли это без согласия родителей?

По моему мнению, подозрений соседки было больше, чем достаточно, для вмешательства социального работника. Социальный работник был обязан посетить семью маленького Андрея, чтобы убедиться в достоверности, слов Галины Н.

В данном случае мы сталкиваемся с насилием над ребенком, об этом свидетельствуют неоднократные побои, а вследствие и смерть ребенка.

Рассматривая данную ситуацию, можно полагать, что было бы допустимо перемещение ребенка из семьи, после рассмотрения подозрений соседки и исследования обстановки в семье.

По данной проблеме можно рассмотреть еще одну ситуацию, где мы сталкиваемся уже с достаточно взрослым ребенком

"Мне не хочется жить. Я одинока. У меня нет друзей. С родителями отношения жуткие. Техникум ненавижу. И для чего жить? Зачем? Когда все так плохо. Я уже пробовала закончить эти муки. Наглоталась таблеток. Ну и что? Откачали. А от этого еще противнее. Своим существованием обязана лишь своей бабушке, которую очень люблю. Она болеет. Как-то она сказала, что если со мной что-нибудь случится, то она не выживет. И только это удержало меня от последнего шага. Но, может быть, это желание покончить с собой пройдет? Я не знаю. Может быть, Вы знаете, как заставить жить себя дальше?"[2, с.101].

Можно сформулировать основные принципы работы с данным клиентом:

1. Принцип толерантности как основополагающий в этике социальной работы с клиентами группы риска.

2. Принцип уважения ребенка как личности.

3. Принцип добровольности.

4.Принцип анонимности и конфиденциальности, личной неприкосновенности.

5. Принцип добровольности.

6. Принцип учета специфики работы с дезадаптированными детьми и подростками.

7. Принцип социальной справедливости.

Еще одной проблемой детей является улица, а точнее приспособление к жизни на улице, в широком смысле этого слова.

Перейти на страницу: 1 2