Совершенствование процесса профессиональной ориентации в образовательных учреждениях

«Образовательная политика – важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры. Образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества. Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» [11].

К сожалению, многие понимают слово ориентировать, как – направлять, советовать или убеждать. И если это происходит по результатам тестирования – это можно назвать манипуляцией. Конечно, есть среди профориентологов специалисты, которые действительно только помогают выбрать, не давая советов и не манипулируя. Только предоставляя информацию, чтобы человек сам выбрал, в каком направлении ему развиваться. Профориентация должна ограничиваться только ознакомлением людей с различными профессиями, требованиями к ним и т.д. и, не подталкивала к выбору той или иной профессиональной деятельности, это было бы замечательно.

Профориентация нередко сообразуется больше с запросами профессионального рынка, на котором востребованы те или иные профессии, чем с потребностями и склонностями людей.

Предложения по усовершенствованию профессиональной ориентации в образовательных учреждениях:

1. Профессиональная ориентация должна начинать осуществлятся хотя бы для учащихся 9-хклассов, так как в данном возрасте учащийся может определится с выбором профессии и решить продолжать ему обучение в школе или же поступать в учреждение среднего профессионального образования. Таким образом, может существенно увеличится количество кадров, подготовленных по рабочим специальностям.

2. Профессиональная ориентация в настоящее время не имеет активное распространения в учреждениях среднего образования, педагогов-психологов образовательных учреждений должны больше уделять внимание профессиональной ориентации школьников. Возможно именно для этих целей должны быть выделены отдельные специалисты.

3. Педагоги-психологи в большинстве своем имеют лишь формальные обязанности заниматься профориентацией. Практически никто с них этого не требует, и вообще никто в образовании за профориентацию не отвечает. Некоторые школьные психологи все-таки проводят профориентационные консультации и занятия, но это делается либо по их собственной инициативе, либо по инициативе администрации отдельных образовательных учреждений. То есть профориентация в школах держится исключительно на энтузиазме некоторых психологов, завучей и директоров. Кроме того, данные специалисты должны повышать свои знания в данной области путём организации для них дополнительных тренингов.

4. В большинстве случаев педагоги-психологи не обеспечены необходимыми средствами, методиками и информационными материалами, которые потребны для полноценной профориентации. Ведь для хорошего профориентационного курса нужны компьютеры, специальные компьютерные программы, Интернет, психологические тесты, профессиограммы, справочники по учебным заведениям, информация о рабочих местах, литература, видеофильмы. Не существует также и современных программ проведения подобных занятий со школьниками, особенно практических профориентационных программ с элементами тренинга. Поэтому школьные учреждения должны быть оснащены необходимыми материалами.

В результате действующей, недоработанной системы профессиональной ориентации практически никто не готовит молодежь к эффективному поведению в условиях современного рынка труда. В условиях, жесткой конкуренции. В условиях, когда для достижения профессионального успеха человеку необходимо в полной мере реализовать имеющиеся у него способности. С другой стороны, межведомственная разобщенность привела к тому, что руководители российской системы образования сняли с себя ответственность за профессиональное самоопределение выпускников и подготовку их к выбору профессии, профессиональному обучению и реальному трудоустройству. Именно молодые люди, особенно нуждающиеся в квалифицированной помощи при выборе профессии, чаще всего не могут ее получить.