Понятие социальных технологий. Социальные технологии на рынке труда
В окружающем нас мире можно выделить три его составляющие, определяемые формами движения материи: неживую природу, живую природу и человеческое общество.
В каждой из этих составляющих протекают процессы развития, осуществляемые под воздействием определенных факторов и условий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управление в неживой природе, или технических системах, управление в живой природе, или биологических системах, управление в человеческом обществе, или социальных системах. [1]
Как известно, наука социология призвана не только оценивать состояние общественных процессов, но и давать прогноз на будущее, из сферы исследования проблем она должна стать инструментом их решения, прежде всего формирования человека как творца социума, а не его разрушителя. Пока этой функции социология не выполняет. Идет поиск новой социологической парадигмы, которая была бы способна ответить на вызовы времени.
В условиях динамических социальных изменений в мировой практике управления все в большей мере утверждается инновационный метод освоения социального пространства.
Социальные технологии и выступают как интеллектуальный наукоемкий ресурс, использование которого позволяет не только изучить и предсказать различные социальные перемены, но и активно влиять на практическую жизнь, получать эффективный прогнозируемый социальный результат.
Мировой опыт свидетельствует, что с помощью социальных технологий (глобальных, информационных, обучающих, внедренческих, человековедческих, политических и др.) можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рисковые ситуации, принимать оптимальные управленческие решения. Сущность социальных технологий может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальных систем, получения общественно полезного результата при наименьших затратах.
Социальная технология
– процесс направленного воздействия на социальный объект с целью получения запрограммированного результата, это разработка методов и методик результативного и целенаправленного воздействия. Различают следующие технологии:
¾ макротехнологии макросистем (региональные подсистемы общества, классы, партии, большие социальные группы);
¾ мезатехнологии на уровне города и другого населенного пункта, крупного трудового коллектива;
¾ микротехнологии, которые рассчитаны на небольшие объединения людей, общественные процессы на макроуровне.
Содержание технологии в управлении – это средства воздействия на человека как главный ресурс с целью роста результативности деятельности организации в целом. Процесс управления людьми составляет гуманитарную технологию. Можно выделить три области развития человеческого потенциала: организация, социальные группы, отдельные работники.
Главной функцией управления, является конструирование трудового коллектива.
Выделяют следующие элементы этой технологии:
¾ кадровая политика;
¾ обеспечение роста квалификации и социальной мобильности сотрудников;
¾ мотивация работников;
¾ их стимулирование;
¾ развитие коммуникации и обратной связи;
¾ управление конфликтами.[2]
Одним из важнейших факторов, воздействующих на эффективность технологии социального управления является кадровая политика.
Опираясь на опыт крупнейших фирм, США выделяют следующие важнейшие элементы кадровой политики:
¾ наличие перспективы и гарантии продвижения по службе;