Предоставление самостоятельности и творчества в работе социального педагога как условие развития профессионализма

Работа социального педагога достаточно специфична, деликатна и не терпит непрофессионального вмешательства. Тем не менее, являясь государственной службой, она не может быть избавлена от управленческой подчиненности, руководства. Как правило, начальник, руководитель, которому подчиняется социально-педагогическая служба, чаще всего не является социаль­ным педагогом, а поэтому издаваемые им поручения и управленческие директивы могут в той или иной степени быть некорректными с точки зрения профессиональных социально-педагогических подходов. Общественное объединение в таких случаях может защитой и профессионально-методическим катализатором

Есть необходимость особо подчеркнуть, что полноценная про­фессиональная деятельность социального педагога возможна не иначе как при условии самостоятельного и творческого отношения к осуществлению своих должностных обязанностей. Отсутствие соответствующих условий, несвобода в принятии решений, пону­кание, игнорирование и другие некорректные вмешательства в дея­тельность социального педагога, социального работника, способны вызвать отрицательную профессиональную динамику, депрофес­сионализацию специалиста.

Полноценная профессиональная деятельность выражается в том, что социальный работник как субъект труда призван само­стоятельно и творчески подходить к определению и решению про­фессиональных задач, достигать результатов, соответствующих стандартам, уметь анализировать и регулировать технологические процессы и т.д.

Отсутствие условий для нормального осуществления социаль­но-педагогической деятельности вызывает профессиональную де­формацию личности, состояние психической усталости, эмоцио­нальной напряженности, способно вызвать рассогласование разных систем организма и психики.

Завершая и обобщая рассуждения о профессиональном и куль­турном восхождении социального педагога, подчеркнем, что про­фессиональная культура формируется как параллель его акмеограммы (движение и достижение наивысшей точки психофизиче­ского развития профессиональной деятельности). Как показывает практика, здесь особую значимость имеют внутренние факторы: мотивы, уровень притязаний, самооценка, физическое здоровье, психо-эмоциональный настрой и т. д.

Все это в значительной степени может регулироваться и фор­мироваться самим социальным педагогом, и в большей степени тем, кто является более зрелым и соответствующим как профес­сионал и как личность. Мы показали сколь значимой в осуществ­лении социально-педагогической деятельности может быть про­фессиональная среда, тип профессиональной организации. Однако эти факторы также подвержены развороту в благоприятном на­правлении тем же социальным педагогом, при условии достижения им должного уровня профессиональной культуры.

Таким образом, мы имеем возможность подчеркнуть самораз­вивающую способность профессиональной культуры, которая мо­жет и должна иметь место в практической деятельности, самообра­зовании социального педагога, социального работника[13, 133].