Профессионально важные качества социального педагога

— педагогическая наблюдательность.— видение своих осо­бенностей и клиента, динамики их проявления. Для социаль­ного работника исключительно важным фактором выступает, что и как он способен наблюдать в себе и в другой личности;

— педагогическая интуиция — способность видеть взаимо­связь проявления особенностей личности и ее внутреннего со­стояния, его индивидуальных черт, перспектив их измене­ния, а также возможности решения стоящих перед ним социальных проблем. Она формируется на основе практического опыта социальной работы с различными типами клиентов. Характерный пример проявления перцептивных способнос­тей воспитателя привел А.С. Макаренко в «Педагогической поэме»: «Мой глаз в то время был уже достаточно набит, и я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неулови­мым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по ка­ким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по запаху, сравнительно точно предсказать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сы­рья». Для социального педагога исключительно важно уметь видеть своеобразие клиента, его социальные проблемы и возможности их решения с помощью целенаправленной са­мореализации;

— рефлексия — умение видеть себя глазами другого челове­ка. Специалист социальной сферы работает с людьми, и умение видеть себя со стороны позволяет ему критически относиться к своему поведению и к тому, что и как он делает, более ответст­венно относиться к своей профессиональной деятельности. Ре­флексия позволяет видеть свои недостатки и целенаправленно работать над собой по самосовершенствованию. Рефлексия дает возможность понимать свое состояние и волевым усилием доби­ваться целесообразного самоуправления в процессе профессио­нальной деятельности, общении, взаимодействии;

— педагогическое мышление — это способность социаль­ного работника осознанно использовать психолого-педагоги­ческие знания в процессе профессиональной деятельности, осмысливать педагогические ситуации и способы их реше­ния;

— педагогическое воображение — это способность специали­ста в процессе социальной работы представлять поведение свое, клиента, динамику их изменения. Оно позволяет ему оп­ределять наиболее целесообразное поведение и выбирать спо­соб решения социальной проблемы клиента.

Педагогическое мышление и воображение развиваются в процессе накопления знаний, их осмысления, решения педа­гогических задач, накопления опыта наиболее целесообразно­го разрешения педагогических ситуаций по отношению к раз­личным категориям клиентов.

Эмоциональные качества личности характеризуют пережи­вания специалиста, которые он испытывает при встрече с со­циальными проблемами человека в процессе социальной рабо­ты и оказывающие существенное влияние на его профессио­нальную деятельность. К ним относятся:

— эмоциональная устойчивость — самообладание, способ­ность к саморегуляции позволяет социальному работнику вла­деть собой в различных ситуациях профессиональной деятель­ности. Она выступает важным условием действенности усилий социального работника, так как позволяет ему управлять сво­им состоянием в различных условиях профессиональной дея­тельности и этим помогает принимать взвешенные, осмыслен­ные решения, добиваться достижения цели;

Перейти на страницу: 1 2 3