Проблемы профессиональной ориентации, профессиональной переподготовки военнослужащих и членов их семей
При организации переподготовки возникает целый спектр проблем. Одна из самых главных заключается в том, что переобучаются взрослые люди, имеющие жизненный опыт, семью, определенный социальный и профессиональный статус, индивидуальные профессиональные предпочтения. Все это накладывает свой отпечаток на отношение человека, вынужденного пройти профессиональное переобучение, к учебе: срокам, методам, условиям.
Для бывших военнослужащих характерно стремление пройти переподготовку (68,6 %). При выборе специальности, по которой они хотели бы пройти переподготовку, респонденты отмечают такие признаки, как надежность, гарантия трудоустройства (76 %), высокий заработок (65,3 %), сохранение социального статуса (16 %), легкость и быстрота освоения (10,7 %).
Наиболее привлекательны для переподготовки специальности:
первый опрос |
второй опрос |
менеджеры (31 %), офисные работники и квалифицированные рабочие (по17%) |
менеджеры (19,1 %), экономисты (12,5 %), финансисты (14,3 %), инженеры-программисты (4 %), организаторы производства (4 %) охранники (5 %) |
Также интересны для военнослужащих специальности: оператор ЭBM, налоговый инспектор, электрик, инженер, юрист, кадровик, адвокат, специалист по оптовой торговле. При этом предпочтение отдается учебным центрам службы занятости (40 %), учебным центрам на базе вузов (28,3 %), а для 25 % респондентов организация, осуществляющая переподготовку, не имеет значения. Уровень переобучения для военнослужащих имеет также немаловажное значение. Для подавляющего большинства важно получение диплома о втором высшем образовании (41,9 %), повышение квалификации по уже имеющейся гражданской специальности (13,5 %), первичная профессиональная подготовка по рабочей специальности (25,7 %). Учитывая привлекательность специальностей менеджера, экономиста, финансиста, при выборе требований по переподготовке военнослужащие указывают: изучение основ управления, бухучета, права и навыков в избранной сфере деятельности – 23,3 %; практические навыки – 30 %; дополнительные знания и навыки (иностранные языки, экономика, право, психология) – 21,7 %.
Военнослужащие отдают предпочтение вечерней (30,8 %) и заочной (26,9 %) форме обучения. Учебное заведение, расположенное близко к дому, хотели бы иметь 53,3 % респондентов, а для 43,3 % месторасположение учебного заведения не имеет значения. Предпочтительными сроками обучения для респондентов являются: до шести месяцев – 36 %, до трех месяцев – 35,1 %, до одного года – 25 %. Для 53,2 % респондентов оплата переобучения является неприемлемой, 35,1 % военнослужащих согласны на частичную оплату услуг и всего 11,7 % могли бы оплачивать обучение самостоятельно.
В данный период наиболее благоприятной трудовой нишей для военнослужащих, увольняемых в запас, является предпринимательская деятельность. Но опрос, проведенный в июне – июле, показал, что только у 25 % бывших военнослужащих были мысли о создании своего дела в сфере торгово-посреднической деятельности. Второй опрос показал, что для 30 % респондентов предпринимательская деятельность является привлекательной, 31,1 % готовы заняться предпринимательством, а для 38,9 % это неприемлемо. Для желающих заниматься предпринимательством препятствиями являются: отсутствие личных средств (42,6 %), отсутствие специальной подготовки (34,4 %), отсутствие экономических условий (23 %). Наиболее привлекательной для респондентов является работа в качестве владельца или руководителя коммерческой организации (52,2 %) и в качестве специалиста коммерческой организации (47,8 %).