Методологический раздел
1. Описание научной проблемы.
Обоснование актуальности:
· Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.
Необходимость специального изучения ценностного отношения студенчества к высшему образованию определена связью этого отношения с формированием и реализацией потребности будущих специалистов в данной форме специального образования.
Студент — взрослеющий человек, определяющийся профессионально и потенциально включающийся в общественное разделение труда конкретной культурно-исторической эпохи. Эти факторы определяют специфику менталитета студента и отличают его от других.
· Студенты будущая рабочая сила, общество заинтересовано в ее качестве. А высшие учебные заведения непосредственно выпускают специалистов.
· Важное место в мотивации студентов отдается надежда в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов, несколько меньше – у экономистов, у студентов других вузов этот показатель колеблется от 20% до 28%.
Профессиональная функция образования открывает возможности студентам заниматься интересной профессиональной деятельностью. От 54,5 до 81,1% опрошенных студентов разных лет считают эту возможность вполне реальной.
· Студенчество – это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, поэтому следует выявлять отношение студентов к образованию каждый год.
Высшие учебные заведения Российской Федерации (тысяч человек).
2006-2007 |
2007-2008 | |
Число высших учебных заведений - всего |
1090 |
1108 |
в том числе: | ||
государственных и муниципальных |
660 |
658 |
негосударственных |
430 |
450 |
Численность студентов - всего, тыс. человек |
7310 |
7461 |
в том числе в учебных заведениях: | ||
государственных и муниципальных |
6133 |
6208 |
из них обучалось на отделениях: | ||
очных |
3251 |
3241 |
очно-заочных (вечерних) |
291 |
280 |
заочных |
2443 |
2532 |
экстернат |
147 |
155 |
негосударственных |
1177 |
1253 |
из них обучалось на отделениях: | ||
очных |
331 |
331 |
очно-заочных (вечерних) |
81 |
72 |
заочных |
753 |
835 |
экстернат |
12 |
14 |
На 10 000 человек населения приходилось студентов высших учебных заведений, человек |
514 |
525 |
в том числе государственных и муниципальных |
431 |
437 |