Характеристика методов исследования.
Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.
Открытые вопросы не содержат подсказок и не «навязывают» респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.
Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.
При интервьюировании, в отличие от анкеты, контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.
Выбор средств для социально-психологического исследования семейных отношений представляется достаточно сложной задачей, которая усложняется тем, что область семейных отношений является глубоко интимной, личностно значимой и поэтому требует особенно осторожного подхода.
В данном исследовании с целью получения эмпирической информации применялась анкета. Анкета служила для получения сведений о изменениях в характере межличностных взаимоотношений между родителями в период ожидания ребенка. Вопросы задавались в основном в косвенной форме.
Ролевые притязания мужей и жен в период ожидания ребенка оценивались в анкете по критериям:
¾ хозяйство и быт,
¾ отношение к детям,
¾ поддержка внесемейной деловой активности,
¾ эмоциональная и моральная поддержка,
¾ внешняя привлекательность.
Кроме содержательных вопросов, анкета включала вопросы, направленные на выяснение социально-демографических характеристик респондентов. Здесь отражались характеристики респондентов необходимые для анализа поставленной проблемы:
Пол _Возраст _
Социальное положение _
Дата
Анкета анонимна. Фамилии, имена и отчества не указывались, учитывая интимность многих вопросов, касающихся семейных проблем.
Вопросы анкеты с данными исследования приведены ниже.
От исследователя требовалось не только выявить, но и правильно поставить проблему, т.е.:
- корректно (точно и четко) ее сформулировать;
- выдвинуть конкретные цели исследования;
- сформулировать научную гипотезу (предположение о связях между изучаемыми элементами);
- построить теоретическую модель явления;
- операционализировать модель, выделяя совокупность важных наблюдаемых признаков явления;
- определить задачи анализа;
- выбрать адекватные методы и инструментарий исследования проблемы.
Говоря иными словами, правильная постановка проблемы дает дополнительные ресурсы к ее разрешению.
Процесс составления анкеты осуществляется в следующей последовательности:
- Определение целей опроса.
- Выбор методов сбора данных.
- Разработка вопросов.
- Оценка вопросов.
- Тестирование.
- Уточнение анкет.
Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты и проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п.
Опрос, который предстояло провести, является групповым анкетным опросом.
Преимущества группового опроса: обеспечивается стопроцентный возврат анкет; респонденты имеют возможность дополнительной консультации по технике заполнения анкеты; есть возможность контролировать качество заполнения анкет в процессе сбора.
Вопросы анкеты. Отношение людей к сексуальным меньшинствам.
Мы предлагаем Вам ответить на несколько вопросов о Вашем отношении к сексуальным меньшинствам. Во всех вопросах даны варианты ответов и Вам нужно просто отметить тот вариант, который наиболее близок к Вашему личному мнению.