Профилактика раннего социального сиротства
Социальная служба занимается оформлением документов матери и ребенка, помогает продолжить образование по специальности на курсах, в школе, в профессиональных училищах и т.д. В дальнейшем содействует трудоустройству матери и определению ребенка в детское учреждение. Во время пребывания в отделении, воспитанницы, прервавшие свое обучение, имеют возможность оформить академический отпуск.
Коррекционно-воспитательная служба помогает юной матери обрести чувство материнства, освоить умения и навыки, необходимые для ухода за ребенком, формирует представления о необходимом участии в дальнейшем развитии малыша. Многие воспитанницы учреждения росли в чрезвычайно неблагоприятной социально-психологической обстановке. Поэтому специалистам приюта приходится преодолевать стойкие стереотипы в поведении мам, оказывать помощь в проработке негативного прошлого опыта.
"Мог бы я бросить своего ребенка?" (по материалам исследования учащихся 8 - 11-х классов ЦО № 18 г. Йошкар-Ола)
Факты участившихся случаев отказничества в России и Республике Марий Эл, в частности, появление брошенных детей, от которых молодые мамы отказываются сразу после рождения, были сообщены коллективу учащихся ЦО № 18 на классных часах. В трех классах (8 "б", 10 "д", и 11 "в") было решено провести исследование с целью выяснения отношения учащихся к поднятой проблеме.
Учащимся задавались следующие вопросы:
Что Вы понимаете под термином "отказничество"?
Есть ли в Вашем окружении такие примеры, когда молодые родители избавились от новорождённого ребёнка?
Почему, по Вашему мнению, некоторые молодые родители бросают своих детей? Можно ли как-то оправдать молодых родителей, отказавшихся от своих детей и почему?
Как Вы относитесь к молодым мамам в возрасте 15 - 16 лет?
Считаете ли Вы позорным рождение ребёнка вне брака?
Что бы Вы сделали, если бы с Вами произошла подобная ситуация?
Считаете ли Вы, что дети-отказники в дальнейшем будут чем-либо отличаться от других детей? Если считаете, то чем конкретно?
Считаете ли Вы нужным ввести какое-либо наказание тем мамам, которые бросают своих детей? Если считаете, то какое?
Ваши советы молодым мамам, попавшим в такую ситуацию.
Исследование строилось в соответствии с рекомендациями специалистов по организации ученических социологических исследований гуманитарного факультета Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской. (Л.А. Тысько)
Ответы на вопросы и дальнейший анализ мы представили в виде таблиц и отдельно по классам, так как ответы восьмиклассников несколько отличаются от ответов старшеклассников, хотя в общей массе они оказались одинаковыми.
По первым вопросам наше предположение о том, что одноклассники не знают о таком социальном явлении как "отказничество", что их глубоко не волнует поднятая проблема - не подтвердились. Только 22% опрошенных ответили, что не понимают сути проблемы и они к ней безразличны. Мы назвали их группой риска, и в первую очередь на них хотим повлиять своей небольшой, но на наш взгляд, нужной и своевременной работой.
Итак, перед вами три одинаковые анкеты, проведённые в трёх классах (8-м, 10-м и 11-м).
Результаты опроса
учащихся 8 "д" класса с гуманитарным направлением ЦО № 18
(18 респондентов, из них 4 девочки и 13 мальчиков; возраст от 13-15 лет)
Вопрос 1.
Что Вы понимаете под термином "отказничество"?
Ответы:
Варианты ответов |
Ответы | |
мальчики |
девочки | |
"отказничество" - это отказ родителей от своего ребёнка; |
65% |
22% |
"отказничество" - это отказ родителей от своего ребёнка, от дальнейшего его воспитания (бросают своего ребёнка, либо оставляют в роддоме или детдоме); |
59% | |
"отказничество" - это то, когда родители не могут содержать своего ребёнка; |
6% | |
не понимают термин "отказничество". |
22% |