Особенности социализации воспитанников детского дома
В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения [19].
Человек по-разному реагирует на перемены в социальных условиях, что зависит от характера и особенностей той среды, в которой он формировался и в которой существует в данное время. Причем адаптационные процессы идут постоянно.
Социум – это та среда, в которой человек и формирует, и, в меру своих сил и способностей, удовлетворяет свои потребности, приобретая индивидуальные, только одному ему присущие черты характера. Человек, естественно, не играет пассивной роли в своем социальном становлении: у него есть определенные задатки, он активен в освоении социального опыта. Это утверждение в полной мере относится и к детям [10].
Социализация воспитанников детского дома носит особенный характер.
Дети – сироты – это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних [19].
Дети, оставшиеся без попечения родителей – это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей. Эта категория делится на несколько групп: дети, брошенные в первые месяцы жизни и прошедшие через воспитание в условиях дома ребенка; дети, поступившие в детский дом, в результате лишения их родителей родительских прав или по иным причинам, т.е. дети, имеющие чаще всего негативный опыт жизни в семье; беспризорные дети – это специфические дети, имеющие опыт жизни на улице [18].
Каждая из этих условных групп несет на себе свою особую печать родительской депривации.
В 80–90-х гг. XX в., был проведен целый ряд отечественных исследований, доказательно представивших отрицательные последствия институционального воспитания. В этих исследованиях делается акцент на то, что воспитание детей в условиях традиционной модели опеки и попечительства, которой является детский дом, основывается без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей, и неизбежно содержит факторы, сдерживающие психическое
развитие. Авторы выделяют следующие негативные черты общественного воспитания:
1) неправильная организация общения взрослых с детьми, неадекватность тех его форм, которые доминируют в сиротских учреждениях:
– сниженная интимность и доверительность, эмоциональная уплощенность общения взрослых с детьми;
– дефицит возможностей установления прочных и длительных взаимоотношений ребенка с определенным взрослым;
– наличие сменяющих друг друга взрослых с несовпадающими программами поведения, высокая частота сменяемости этих взрослых;
– групповая, а не индивидуальная, направленность воспитательных воздействий, жесткая регламентация поведения ребенка, гиперопека в деятельности – пошаговое планирование и санкционирование поведения детей взрослыми;
– положительное отношение взрослого ребенок должен заслужить выполнением его требований, примерным поведением, хорошими отметками;
2) недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей;
3) недостатки программ воспитания и обучения, не компенсирующих дефекты развития, вызванные отсутствием семьи;
4) бедность конкретно-чувственного опыта детей, обусловленная чрезмерной суженностью окружающей их среды: малого числа и однообразия предметов, с которыми они действуют;
5) постоянное нахождение детей в условиях коллектива.
Зачастую атмосфера сиротских учреждений холодна, формальна, насыщена чувствами тревоги, страха и агрессии. Активность детей и возможность принимать решения, практически исключены. Личность подавляется. Деформация личности, происходящая на этом фоне, со временем закрепляется [14].