Особенности образования в современной Украине
Специфика связи между видимостью и реальностью заключается в следующем:
а) видимость скрывает реальность;
б) видимость объясняется с помощью обращения к реальности;
в) видимость убедительна и по-своему реальна. Чтобы добраться до реального положения дел в сфере образования и общества в целом следует двигаться от видимости к реальности, которая лежит в её основе.
В настоящее время в системе общего среднего образования Украины функционирует 20,4 тысяч школ. В них занимается 4,93 миллионов учеников. Это на 382 тысяч меньше, чем в 2006 году. С 2008 года действует государственная программа работы с одарённой молодежью для поддержки её творческого, интеллектуального, духовного потенциала. В рамках этой программы создаётся Всеукраинский банк данных "Одаренность".
Ежегодно около трёх миллионов школьников (60% от общего количества учеников) вовлекаются в участие во Всеукраинских ученических олимпиадах по 15 учебным предметам. Школьники соревнуются в личном первенстве, демонстрируя самобытные таланты, нестандартные подходы к решению творческих заданий и умению применять приобретенные знания.
Это даёт хорошие результаты. За последние 14 лет в международных интеллектуальных соревнованиях 361 участник из Украины добыл в борьбе 295 медалей (49 золотых, 115 серебряных, 131 бронзовую) и 19 почетных грамот. Только в 2006 году 26 учеников из Украины получили 25 наград, из них 24 медали: 4 золотые, 10 серебряных, 10 бронзовых и почетную грамоту.
В системе высшего образования Украины функционирует 920 вузов (721 - вузы государственной и коммунальной собственности, 199 - частные вузы), где учится свыше 2,7 миллионов студентов. Это более чем 560 студентов на каждые 10 тысяч населения, что отвечает среднеевропейским показателям. С 2008 года на базе пяти ведущих университетов страны внедряется государственная программа "Наука в университетах". Она призвана повысить и укрепить единство усвоения и передачи знаний. И в этом процессе именно университеты играют ведущую роль.
Профессионально-техническим образованием заняты 930 профессионально-технических училищ разных типов и аттестационных уровней. Из них по отраслевым направлениям: промышленность - 333 ПТУ, строительство - 185, сфера услуг - 142, агропромышленный комплекс - 270. В этих учебных заведениях получают профессиональное образование около 450 тысяч учащихся, 64 процента из которых вместе с профессией получают и полное общее среднее образование.
Ежегодно выпуск квалифицированных рабочих составляет около 270 тысяч лиц. Тем не менее, этого для Украины недостаточно. Для современного рынка труда страны характерно несоответствие спроса и предложений рабочих кадров. Дефицит кадров отмечает большинство работодателей, из них 90 процентов жалуются на нехватку квалифицированных кадров.
С номинальной точки зрения картина в системе украинского образования вполне благополучная. Всё необходимое как будто имеется, но этого явно недостаточно для качественного обучения и подготовки квалифицированных кадров. Отметим основные аспекты проблемы.
1. Тотальная принудительная украинизация и формализация всех элементов образования. В современной Украине образование ориентировано не на конечные реальные итоги, а на виртуальные показатели.
2. Снижение уровня подготовки и нехватка научно-педагогических кадров всех категорий. Особенно остро эта проблема стоит в сельских школах и периферийных вузах.
3. Отсутствие научно обоснованной стратегии развития всех видов и уровней образования. Сменяемые ежегодно правительства каждый на свой лад видят и осуществляют образовательную политику. Как следствие управленческий аппарат растёт, а качество управления снижается. Сегодня в Украине образованием руководят 27 министерств и ведомств, и на каждый вуз приходится по 25 чиновников. Они заняты перманентным "реформированием" образования не в его интересах, а в своих собственных. Сопровождающим экстазом этого процесса стали метастазы коррупции.
4. Недофинансирование и шаткость материально - технической базы образования. Более 200 школ находятся в аварийном состоянии и нуждаются в капитальном ремонте. Не в лучшем положении детсады, профессионально-технические училища и вузы.
5. Бездумное копирование западной системы образования. В результате из образовательной цепочки представление - знание - понимание - умение "выбито" основополагающее звено "понимание". И учебный процесс нацелен, главным образом, на запоминание материала. Тем самым формируется не фундаментальный тип образования, а так называемый рабочий, ориентированный только на функциональные умения без понимания происходящего.