О национальном проекте "Образование"
В "Журнале Российского права" Андрей Геннадьевич Свинаренко (заместитель министра образования и науки) рассказывает о том, какими способами министерство пытается решить эти 2 задачи:
во-первых, образовательные структуры должны стать открытыми, т.е. формировать содержание, образовательный стандарт, требования к оценке качества нужно совместно с гражданами, общественными и профессиональными объединениями. В рамках этого направления в школах должны были быть созданы попечительские советы.
во-вторых, в образовании должны быть созданы иные, чем раньше механизмы распределения ресурсов, стимулирующие качество, учитывающие результаты образовательной деятельности. Позиция министерства такова: они считают, что в некотором смысле для образовательных систем нужна конкурентная среда.
К ноябрю 2007 года проект реализовывается уже 2 года, можно подводить какие-то итоги. На наш взгляд, министерство пока не решило основные задачи, за 2 года ситуация в образовательной среде практически никак не изменилась, если есть какие-либо позитивные изменения, то они незначительны.
Почему так происходит?
CМИ и правительство постоянно твердят о беспрецедентных в российской истории "вливаниях" в человеческий капитал, получается либо это неправда, либо деньги уходят не туда. На самом деле, в 2007 году в рамках национального проекта выделено 48,9 млрд. руб., кажется, что это не мало, но при сопоставлении с профицитом федерального бюджета или Стабилизационным фондом эта сумма не выглядит такой уж большой. Но может быть, и эти средства могут использоваться эффективней?
В рамках первого направления деятельности министерства (привлечение общества к проблемам образования) прорыва пока не наблюдается. У созданных попечительских советов нет прав и реальной власти, кроме того, существует проблема неразвитости гражданского общества. Об этом многие пишут, но мало кто затрагивает глубины. Почему народ пассивен и почти не участвует в местном самоуправлении? Наверно здесь есть несколько причин. Выделим главные из них:
1. Власть дискредитировала себя, население ей не доверяет и не хочет идти на контакт, об этом свидетельствует явка избирателей на все последние выборы.
2. Критическая перегруженность населения. Человек не может участвовать в попечительских советах и других институтах гражданского общества, если не удовлетворены его первичные потребности. В бюджетной сфере уже практически постоянной является практика совмещения 2-х работ, работа на 2 и более ставок и т.д. И все доходы от этой деятельности идут в основном на удовлетворение первичных потребностей, о "духовном и высоком" здесь некогда задумываться.
На наш взгляд, необходимо разгрузить человека, дать ему свободу выбора, и, может быть, тогда он начнет постепенно вовлекаться в жизнь гражданского общества. А может быть, и не начнет, во всяком случае, как говорили классики "тот, кто борется, может проиграть, тот, кто не борется - уже проиграл"…
Второму направлению министерство уделяет гораздо больше внимания. Для того, чтобы развить конкурентную среду в проекте "Образование" реализуется несколько поднаправлений:
1. Государственная поддержка общеобразовательных и высших учебных заведений, активно внедряющих инновационные образовательные программы
2. Поощрение лучших учителей общеобразовательных учреждений
3. Поддержка способной и талантливой молодежи
Для того, чтобы получить финансовые средства нужно выиграть конкурс, т.е. школы, вузы, учителя, ученики - все проходят через конкурс. Конкурс, участники которого заведомо находятся в неравных условиях. В качестве примера можно представить конкурс вузов, активно внедряющих инновационные образовательные проекты.
По итогам конкурсов 2006-2007 года 57 вузов страны, внедряющих инновационные образовательные программы, получат в 2007-2008 годах около 30 млрд. рублей, т.е. в среднем один вуз получит 500 млн. рублей на развитие инновационной инфраструктуры. Для нашего высшего образования это достаточно большие деньги, можно даже отметить, что это, наверное, единственное направление нацпроекта, на которое министерство не поскупилось. При грамотном, рациональном использовании этих средств можно добиться хороших результатов и в создании инновационной инфраструктуры, и в подготовке кадров, и в интеграции высшего образования и науки. Согласно идее министерства такие вузы должны будут стать "точками роста", т.е. центрами образования и науки в регионах.