Составьте схематический план программы социологического (социального) исследования. Выделите в нём методологический и методический разделы и элементы программы исследования (объект, цели, задачи и т
Существенной частью программы любого исследования является, прежде всего, глубокое и всестороннее обоснование методологических подходов и методических приемов изучения социальной проблемы.
Социальная проблема – есть социальное противоречие, сознаваемое субъектами как значимое для них несоответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей.
Методический раздел программы предполагает определение изучаемой совокупности, характеристику методов сбора первичной социологической информации, последовательность применения инструментов для ее сбора, логическую программу (алгоритм) обработки собранных данных на компьютере.
В методологический раздел программы входят:
- формулировка и обоснование проблемной ситуации;
- определение объекта и предмета социологического исследования;
- определение задач исследователя и формулировка гипотез.
Методологический раздел:
1) проблемная ситуация - курение в молодежной среде;
2) объект - молодежь и подростки в возрасте от 12 до 20лет;
3) предмет исследования - как думают сами представители молодежи и подростки, для чего начинают курить;
4)задачи исследования:
- искоренение этого зла в государственном масштабе (издание законов, актов);
- действия, выражающиеся в общественном контроле и всеобщем порицании.
В методическом разделе проводим:
- логическое упорядочивание основных категорий, которые будут применяться в исследовании;
- определение соотношения элементов и свойств исследуемого явления;
- обработка данных на компьютере, с помощью специально разработанной программы (в ней можно предусмотреть разбивку мнений в зависимости от возрастной категории, предложения по решению проблемы, высказанные участниками исследования, какой процент опрашиваемых пробовал или сейчас курит и т. д.).