Человек: индивид и личность
Мы неоднократно в предыдущих лекциях использовали два понятия, близких по своему значению: "индивид" и "личность". В психологии и других науках, объектом изучения которых является человек, эти понятия имеют разный смысл.
Человек вышел из живой природы и создал свою сферу обитания - общество. Эти два обстоятельства накладывают отпечаток и на саму сущность человека. Он является биосоциальным существом. В человеческой природе биологическое сочетается с социальным.
Человек как представитель животного мира, как отдельная особь биологического вида называется "индивидом". Индивиду присущи такие качества, как внешность, физиология, состояние здоровья, возраст, темперамент, способности. Эти качества даются нам от природы и присущи человеку с самого рождения.
Общество накладывает свой отпечаток, формирует у человека качества, позволяющие ему жить в социуме - характер, привычки, ценностные установки, наклонности.
Личность - это совокупность социально-значимых качеств человека, мера освоения им общественных ценностей, норм и правил поведения.
Рождаясь индивидом, в течение жизни человек становится личностью. Процесс формирования и развития личности в науке получил название "социализации". Сущность социализации состоит в приспособлении человека к условиям того общества, в котором он родился и живет.
Социализация - это непрерывный процесс усвоения человеком социальных ценностей и норм, приобщение человека к материальной, духовной, интеллектуальной культуре общества.
Социализация - это непрерывный процесс, который сопровождает человека на протяжении всей жизни. Сначала человек учится жить в обществе, а потом приспосабливается к происходящим изменениям. Известный социальный психолог Г.М. Андреева выделяла следующие этапы социализации:
Первичная (дотрудовая) социализация - начинается с рождения человека и заканчивается примерно в 18-20 лет. На этапе дотрудовой социализации происходит формирование личности. Критерием окончания этапа дотрудовой социализации является получение молодым человеком образования и профессии и начало трудовой деятельности. Первичная социализация представляет собой процесс обучения человека основным правилам поведения. В детстве человек учится держать ложку, проситься на горшок, говорить "спасибо", "здравствуй", "до свиданья", "пожалуйста". Взрослые объясняют маленькому человечку, что такое хорошо, и что такое плохо. Ребенок приобретает первые навыки общения, труда, его способности начинают развиваться. Основным содержанием первичной социализации является воспитание, полученное в семье, детском саду, школе. Позже, научившись обслуживать себя, приобретя первичные навыки жизни в обществе, человек начинает получать образование, а затем и профессию.
Вторичная социализация - это процесс адаптации уже сложившейся личности к изменяющимся условиям социальной среды. Изменяется общество - появляются новая техника и технологии, сменяются правительства, изменяются ценности. Но с другой стороны меняется сам человек - взрослеет, стареет, теряет здоровье, приобретает новую профессию, под влиянием внешних обстоятельств изменяются взгляды человека на жизнь. Это вынуждает личность менять стиль поведения, образ жизни, приобретать новые знания и навыки, воспитывать в себе необходимые качества характера. Вторичная социализация делится на два периода: