Общество сверстников.

В последние десятилетия общество сверстников стало одним из решающих микрофакторов социализации подрастающих поколений. Его роль значительно возросла по сравнению с предыдущими эпохами, чему способствовал ряд обстоятельств.

Урбанизация ведет к тому, что все большее число детей, подростков, юношей живет в городах, где имеет возможность общаться с большим числом сверстников; это общение, как правило, неподконтрольно взрослым. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общение вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. Всеобщее среднее образование, общедоступный источник знаний — средства массовой коммуникации — привели к тому, что подрастающие поколения стали более однородными по среднему уровню информированности и вообще культурного развития. На консолидацию подростков и юношей в общество сверстников существенно влияет мода, которая задает эталоны не только одежды и причесок, но и всего стиля жизни.

В результате возросла автономия детей от родителей, а подрастающих поколений в целом — от взрослых вообще. Сегодня это делает еще более рельефным ситуация перемен, в которой увеличиваются различия между взрослыми и юными в мировосприятии, в стиле жизни, в восприятии себя и в самореализации.

Общество сверстников — во многом модель взрослого общества — отражает в гипертрофированном виде его основные, особенно негативные, тенденции. Здесь дети, подростки, юноши учатся тому поведению, которое на самом деле принято в обществе взрослых; усваивают нормы морали — единой или двойной, а то и тройной,— которые превалируют в мире взрослых; учатся выполнять роли юноши и девушки, мужчины и женщины.

Как уже упоминалось, подрастающие поколения много быстрее и легче, чем старшие, осваиваются в меняющихся социальных реалиях. И поэтому естественно то, что ряд норм, еще далеко не общепринятых во взрослом обществе, уже усвоены в подростково-юношеской среде.

И речь идет не столько о различиях в сексуальном поведении (на чем нередко “зацикливаются” взрослые), сколько об отношениях к заработку, деньгам, предпринимательству и т.д. И, надо заметить, что эти нормы вполне реализуются ими, к примеру, в школьной жизни. Всплеск фарцовки, торговля шпаргалками и даже плата за новый анекдот — свидетельство тому, к сожалению, печальное.

Сегодня подростки и юноши значительно автономнее от взрослых. А достичь автономии и утвердить себя как личность — важнейшие задачи в этих возрастах.

Эта автономия наглядно проявляется в особенностях детской и подростково-юношеской субкультур

Их важнейшим элементом можно считать жаргон. Как бы заново открывая мир и себя в нем, дети, подростки и юноши стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по-своему, не так, как это принято. Этому и служат жаргонные слова и выражения. В то же время жаргон — своеобразный пароль, пропуск в общество сверстников. Кроме того, с помощью жаргонных слов и выражений ребята пытаются компенсировать эмоциональную и “словарную” невозможность выразить свои переживания и чувства.

Другой элемент субкультуры — следование моде в одежде, прическе, стремление с ее помощью ощутить свое единство со сверстниками и выделиться по отношению к взрослым.

Субкультура — это и определенный стиль поведения и пристрастия в музыке и танцах, в тех или иных занятиях в свободное время.

Для субкультуры современных подростков и юношей характерны две тенденции. С одной стороны, имея общие или сходные черты, она явно дифференцируется по регионам и в русле многочисленных молодежных течений (например, фанатов различных типов). С другой, на нее большое влияние оказывает уголовно-лагерная субкультура, что проявляется в жаргоне, в нормах и стиле поведения, отношения к людям, отношений подростков между собой.

Основа общества сверстников — неформальные приятельские и дружеские группы, куда входят практически все дети, подростки и юноши. В этих группах не требуется соблюдать правила поведения, необходимые в отношениях со взрослыми, в них можно быть самим собой (так, во всяком случае, считается). На самом деле это не совсем так, а нередко и совсем не так:: в этих группах тоже надо придерживаться определенных норм, нередко еще более жестких, чем в среде взрослых.

Перейти на страницу: 1 2