Макрофакторы
Рассмотреть макрофакторы социализации важно, как минимум, по трем причинам.
Во-первых, потому что они играют вполне реальную роль в становлении подрастающих поколений. Именно они определяют то, что “дитя человеческое” в разных уголках земного шара — в Европе и на Новой Гвинее, в Мехико и в чукотском стойбище — растет и развивается по некоторым общим законам.
Во-вторых, потому что их характеристика может стать еще одним, пусть крохотным, шагом в преодолении изоляционистского сознания, свойственного нашему обществу а также сделать еще один прорыв в идеологии педоцентризма, убежденности во всемогуществе воспитания, что свойственно, но побоимся сказать, большинству людей.
В-третьих, их характеристики сегодня необходимо брать в расчет, разрабатывая научно обоснованные программы социализации подрастающих поколений в целом, конкретные целевые установки в сфере воспитания, а также его содержание, в частности.
Космос, планета, мир.
Одним из самых существенных изменений в процессе социализации, происшедших за последние десятилетия, стало то, что в нем относительно самостоятельную и довольно важную роль стали играть глобальные факторы — мир, планета, космос.
Наша планета значительно “уменьшилась”, что явилось следствием развития транспорта и средств коммуникации. Это делает ее фактором социализации конкретного человека не только благодаря тому, что наши современники много путешествуют, что большие потоки людей мигрируют из страны в страну, с континента на континент. Главное то, что средства коммуникации позволили большим массам людей “не сходя с места” видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым “раздвинулись” границы действительности, которую может познать человек.
Естественно, что следствием этого явились изменения в его восприятии жизни. Планы, устремления, мечты детей, подростков, юношей стали формироваться, ориентируясь не только на нормы, ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и на те образцы, которые манят к себе, даже оставаясь недоступными, существенно обогащают потенциальные возможности человека, расширяют его социально-культурные представления.
Социализация подрастающих поколений сегодня происходит и под влиянием тех мировых, планетарных процессов, которые набрали силу относительно недавно, — экологических, демографических, экономических, военно-политических. В наши дни судьба каждого человека существенно зависит от общего состояния дел на нашей планете, от тех тенденций, которые характерны для мировой экономики и политики. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни (и следовательно, в одних его частях больше, в других — меньше). Глобальные политические процессы, влияя на распределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, социальных инвестиций, потребления и накопления, непосредственно определяют условия жизни людей с младенчества и до старости.
Воздействуют эти процессы и непосредственно на подрастающие поколения, на их сознание и поведение, на отношение к действительности. Атомная угроза сыграла далеко не последнюю роль в том, что значительная часть подростков и юношей стала ориентироваться не на жизненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потребности, желания, стремления, на ценность жизни “здесь и теперь” (сама по себе такая ориентация естественна; беспокоить она должна в том случае, если становится единственной). Аналогичное влияние оказали и экологические проблемы.
Роль макрофакторов социализации, о которых идет речь, необходимо иметь в виду, определяя цели и содержание воспитания. В течение ряда десятилетий они учитывались только в негативном аспекте. Утверждалось, что экологические, ядерные и другие планетарные проблемы нас не затрагивают. В результате складывалась, в первую очередь у подрастающего поколений, психология жителей осажденной крепости. Формировались изоляционистское, оборонное сознание и ксенофобия, которая удивительным образом сочеталась с государственным и бытовым сервилизмом по отношению к тем же иностранцам.