Основные принципы и формы психосоциальной работы с группой
в-пятых, в стремлении осознания членами группы своей общности к моменту прекращения деятельности группы.
В варианте групповой психосоциальной деятельности просматриваются четыре точки опоры:
- это выявление индивидуальных особенностей личности клиента (личность);
- это идея прав человека (право);
- это концепция профессионализма (профессионализм, т.е. помощь от силы, проистекающей из принятия клиента, его образа мышления, образа жизни и уважения к нему, а не от слабости, когда помощь осуществляется из желания «отдать другому всю душу», чтобы он изменился, почувствовал себя счастливым)
- это концепция самопомощи (самопомощь).
В основе группового процесса лежит психосоциальная модель взаимодействия. Она состоит из пяти основных элементов:
- группы;
- членов группы, имеющих особые нужды;
- деятельности в группе;
- взаимодействия специалиста и группы;
- регулирования и решения проблем клиентов.
Достижение сплоченности группы, реализация принципа «группа как целое» осуществляется путем выявления общности: общие интересы, сходные трудные жизненные ситуации одна этническая принадлежность, полоролевая идентификация и т.д. Такие факторы являются «межабонентскими связями». Они позволяют членам группы вместе проходить все стадии группового развития.
Основной задачей специалиста по групповой психосоциальной работе является усиление их группового и индивидуального социального функционирования. Это достигается постоянной помощью группе в принятии решений, оценке ситуаций, результатов действий. Специалист помогает формировать нормы, решать конфликты, управлять ситуацией – это важно для продвижения группы на всех стадиях ее развития.
Специалист рассматривает группу как открытую систему, он информирует ее членов о своих намерениях, действиях и стратегиях. Таким образом, члены группы имеют возможность принимать, отклонять, изменять действия ведущего группу. В этой открытой системе осуществляется процесс интернализации ценностей и действий специалиста и членов группы, усваиваются методы помощи себе и другим людям.
Методы помощи, используемые социальным работником, позволяют изменять условия существования группы, вовлекая клиентов в терапевтический процесс, учат согласовывать личные нужды и проблемы с проблемами группы.
Идея оказания психосоциальной помощи в условиях группового взаимодействия реализуется поэтапно. Г.Конопка выделяет следующие этапы:
1) целенаправленное, теплое, понимающее профессиональное взаимодействие между профессиональным социальным работником и членами группы;
2) управление групповым процессом, осуществление взаимодействия между всеми членами группы;
3) установление вербальной коммуникации между членами группы;
4) установление невербальной коммуникации между членами группы;
5) целенаправленный выбор и создание членами группы необходимой терапевтической среды.
Основываясь на работах современных исследователей стадии группового развития можно представить в виде следующей обобщенной схемы:
1. Стадия ориентации – клиенты осознают себя в качестве членов группы, происходит выбор ролей, ориентация в складывающейся ситуации, проявляются определенные страхи перед неизвестными формами взаимодействия, на этой основе формируется «псевдосплоченность».