Методика социологических исследований
Этапы проведения социологического исследования:
1. Вычленение актуальной социальной проблемы, требующей, по мнению ученого, первоочередного социологического исследования.
2. Определение объекта (того, на что направлено внимание исследователя; в нашем случае – это пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев) и предмета исследования (свойств, характеристик объекта, подвергающихся непосредственному исследованию).
3. Постановка задач исследования: а) теоретических – изучение теории и методологии проблемы; б) прикладных – определение совокупности обстоятельств, проявлений, причин возникновения и развития данной проблемы.
4. Определение целей исследования, ориентированных на практическое разрешение данной проблемы.
5. Формулирование рабочей гипотезы – научного предположения, выдвинутого для объяснения сущности данной проблемы, которое должно либо подтвердиться, либо быть опровергнуто в результате исследования.
6. Выработка инструментария – совокупности методов, которые предполагается использовать в данном исследовании.
7. Сбор первичной информации с использованием соответствующего инструментария (проведение анкетирования, интервьюирования, наблюдения и т.д.).
8. Обработка полученного материала, как правило, с помощью соответствующих компьютерных программ и иных аналитических технологий.
9. Анализ обработанной информации. Если результаты исследования подтверждают первоначальную гипотезу, на ее основе формулируется соответствующая теория, если – нет, выдвигаются новые гипотезы и проводится повторное исследование с использованием другого инструментария, других методов обработки информации и т.д.