Оказание медико-социальной помощи сельскому населению
В настоящее время число сельских жителей в России составляет около 39,8 млн. чел., или 27% всего населения. Особенности организации медицинской помощи сельскому населению связаны с характером работы и условиями жизни граждан, проживающих в сельской местности: значительно меньшая плотность населения, что обусловлено большим радиусом их расселения; сезонный характер работы; вопросы профессиональной вредности; не всегда хорошее состояние дорог и др.
Различают 3 этапа оказания врачебной помощи сельским жителям: сельский врачебный участок; районные медицинские учреждения; областные медицинские учреждения,
На этапе сельского врачебного участка основными учреждениями являются: фельдшерско-акушерский пункт и сельская участковая больница или самостоятельная врачебная амбулатория, где больным оказываются как доврачебная, гак и первая квалифицированная врачебная помощь, проводятся различные санитарно-противоэпидемические мероприятия.
Сеть этих учреждений строится в зависимости oт дальности расположения и величины населенных пунктов, радиуса их обслуживания, состояния экономики района и состояния дорог. Все медицинские учреждения, входящие в состав врачебного участка, организационно объединены и работают по единому плану под руководством главного врача участковой больницы.
Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) – ближайшее медицинское учреждение, в которое обращаются сельские жители за медицинской помощью. Фельдшерско-акушерский пункт – одна из особенностей структуры органов сельского здравоохранения, обусловленная необходимостью максимального приближения пунктов оказания медицинской помощи к населению. Рекомендуемый норматив числа жителей для организации ФАП – 700 и более человек, при расстоянии до ближайшего медицинскою учреждения не менее 5 км. Если расстояние до ближайшего медицинского учреждения превышает 7 км. го ФАП можно организовать в населенных пункте с числом жителей oт 300 до 500 чел.
Сельская участковая больница (СУБ) или самостоятельная врачебная амбулатория (поликлиника) – основное медицинское учреждение сельскою врачебною участка. В любой участковой больнице должна оказываться амбулаторная, стационарная помощь терапевтическим и инфекционным больным, помощь в родах, неотложная хирургическая, травматологическая и стоматологическая помощь.
Врачи участковой больницы и фельдшера фельдшерско-акушерских пунктов ведут амбулаторный прием взрослых и детей, оказывают больным помощь на дому, а также оказывают им неотложную помощь.
Районными медицинскими учреждениями являются: центральная районная больница, номерные районные больницы, Центр Госсанэпиднадзора сельского района, противотуберкулёзный диспансер, медико-санитарная часть и другие учреждения, расположенные в районном центре (городе или селе).
Центральная районная больница (ЦРБ) является основным звеном в системе организации медицинской помощи населению, в которой оказывается специализированная помощь жителям всего района.
Областные медицинские учреждении (республиканские, краевые) – областные больницы. Областная больница – основное учреждение третьею этапа, обеспечивающая население области высококвалифицированной специализированной консультативной поликлинической и стационарной медицинской помощью в полном объёме.
При областной больнице должен иметься пансионат для больных, поскольку они приезжают со всей области и нуждаются в месте жительстве на время обследования и уточнения диагнозов, если только они не госпитализируются сразу же [7, с. 111 – 113].
Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 26.06.2001 г. №715 – р. об организации адресной социальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны организациями Краснодарского края
1) предмет регулирования: 1. Оказывать необходимое содействие руководителям организаций в выполнении постановления Совета Федерации товаропроизводителей Кубани, правления Краснодарской торгово-промышленной палаты, президиума Кубанской ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств от 18 мая 2001 года «Об организации адресной социальной помощи участникам Великой Отечественной войны предприятиями, хозяйственными организациями и предпринимательскими структурами Краснодарского края».2. Образовать при исполнительных органах местного самоуправления рабочие группы по взаимодействию с представителями коммерческих организаций по оказанию адресной социальной помощи наиболее нуждающимся инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, включив в состав представителей органов местного самоуправления, в том числе органов социальной защиты населения, военных комиссариатов, советов ветеранов и средств массовой информации.3. Рекомендовать руководителям коммерческих организаций Краснодарского края организовать индивидуальное шефство над инвалидами и участниками Великой Отечественной войны, проживающими на территории Краснодарского края, для оказания им постоянной адресной социальной помощи, в первую очередь одиноко проживающим инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.2) круг лиц: инвалиды и участники Великой Отечественной Войны [8].