Правовая социализация личности
Таким образом, основу правовой социализации
составляют:
- усвоение правовых норм и занятие определенной позиции по отношению к этим нормам;
- оценка непосредственной реализации норм в юридической практике, выработка отношения к правовым институтам и учреждениям;
- усвоение правовой идеологии как системного, научно обоснованного отражения правовой действительности в идеях, понятиях, принципах.
а)
Наиболее исследованы процессы усвоения правовых норм, конкретных законов. Конкретно-социологические исследования позволяют изучать вербализованное отношение:
- к знаемым нормам, отдельным положениям закона,
- к конкретным законам, комплексам законов, регулирующих однородные общественные отношения.
б)
Не менее изученным (хотя и недостаточно систематизированным) является отношение граждан к реализации законов.
в)
Перспективным (хотя и недостаточно разработанным) направлением социологии права является изучение правовых понятий граждан.
Еще предстоит исследовать:
- субъективную освоенность правовых понятий,
- зависимость конкретного правового поведения от степени объемности этих понятий,
- соотношения значения и смысла правовых понятий.
При этом важно учитывать, что нет универсальных правовых понятий.
Традиционный подход к усвоению в процессе социализации правовых норм предполагает, что индивид:
- знает эти нормы;
- формирует отношение к ним;
- следует той или иной модели поведения.
Наибольшее число исследований в социологии права посвящено именно проблемам знания права:
- осведомленность граждан о тех или иных нормах,
- способы получения информации,
- степень доверия к источникам информирования и т.д.
Важным фактором, влияющим на принятие юридически значимого решения, является информированность граждан и должностных лиц, принимающих решение во исполнение закона.
Данные различных социологических исследований свидетельствуют, что уровень информированности явно недостаточен для обеспечения правомерного поведения.
При этом степень информированности населения снижается по мере движения правоприменительной цепочки.
Т.е. об исходных нормах знает большее число граждан, чем о конкретизирующей правовой норме.
Менее всего граждане информированы о правоприменительном акте.
Таким образом, источником формирования знаний о праве и правовых нормах зачастую служит непосредственное наблюдение:
- за поведением граждан, нарушающих или соблюдающих закон,
- за применением и неприменением санкций,
- за способами правового и иного социального контроля - как в реальной жизни обеспечивается выполнение социальных требований, закрепленных законом.
Менее разработанным представляется формирование отношения к знаемым нормам.
Формирование отношения граждан к действующим нормам является одним из важнейших элементов социально-правового механизма действия права.
С прагматической точки зрения в отношении к норме права выделяются действие и противодействие
существующим нормам:
- их принятие или отторжение,
- выполнение,
- игнорирование,
- нарушение,
- фактическое или формальное следование.
Подобная классификация достаточно функциональна, поскольку позволяет изучать реальное поведение, реализующее нормы права.
Действие права предполагает, что индивид должен знать нормы, в соответствии с которыми он выбирает ту или иную модель поведения.
Общеизвестно, что незнание закона не освобождает от ответственности.
Индивидуальное поведение, как противоправное, так и правомерное может осуществляться не на основе знания права, а на основе усвоения правовой нормы из юридической практики применения нормы, ее практически действенного осуществления.
Это важно при экстраполяции данных, полученных в ходе опросов, на возможное правовое поведение.
Можно выделить три вида правовой социализации
:
- социализацию посредством научения,
- социализацию путем передачи опыта,
- «символическую социализацию».
Социализация посредством научениязаключается в приобретении элементарных правовых знаний и усвоении соответствующих норм.
Социализация на собственном и чужом опыте
происходит в результате осмысления собственных ошибок и событий своего опыта, а также жизненного опыта окружающих людей.
Символическая социализация
основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, государстве, стране, нации.