Правовые основы защиты женщин

Неотъемлемым элементом социальной политики любого государства является забота о соблюдении прав человека. Е.А. Лукашева [14] отмечает, что на территории России действуют российский и международный механизмы защиты социально-экономических прав женщин. Их обязаны реализовывать государственные органы и иные структуры по защите прав человека в экономической и социальной сферах.

Конституция РФ (ст. ст.18,19 и др.), говорит о том, что Государство гарантирует гражданам отсутствие любой дискриминации, в том числе и по признаку пола. Мужчины и женщины имеют равные права и равные возможности для их реализации. Однако Е.А. Лукашева [14] утверждает, что нельзя говорить о выполнении данных положений, несмотря на то, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

Конвенция ООН 1979 г. “О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин”, ратифицированная СССР в 1980 г., - основной международный документ, устанавливающий стандарты в области защиты индивидуальных и коллективных прав женщин, однако, с ним до сих пор мало кто знаком, а тем более - мало кто с ним работает непосредственно в судах. По инициативе ряда женских НПО, в том числе Движения женщин России, Государственной Думой РФ,20 ноября 1997 г, была утверждена " Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", которая даёт анализ состояния с правами женщин в России и содержит перечень законов, которые необходимо принять для выравнивания правового статуса лиц обоего пола.

Л.Д. Бойченко [6] считает, что в настоящее время уровень развития женского движения крайне низок. В качестве позитивных сдвигов можно отметить развитие феминологии, появление среди женщин политических лидеров, возможность независимой оценки истинного положения женщин, привлечение внимания науки, общественности, средств массовой информации к женскому вопросу. Общая цель женского движения сегодня - борьба с явной и скрытой формой дискриминации.

В своих исследованиях Л.Д. Бойченко [6] выделяет следующее: 4 марта 1993 г. был принят Указ Президента РФ "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин", в котором главным признано обеспечение женщинам реального участия в деятельности государственных органов и общественных организаций. Для этого признано необходимым сохранить временную меру правового характера - наличие квот (условно 30% представительства лиц обоего пола в законодательных органах всех уровней Федерации и ее субъектов). Обязательным является также квотирование по половому признаку списков кандидатов в депутаты, выдвигаемых политическими партиями и предвыборными блоками, а также включение норм об установке квот на занятие руководящих должностей лицами обоего пола в органах государственного управления в Закон о государственной службе.

С.В. Поленина [16] констатирует, что в России правовые нормы, касающиеся охраны здоровья женщин-матерей, преимущества по воспитанию детей представлены в Кодексе законов о труде Российской Федерации (КЗОТ РФ):

запрещение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда;

установление предельных норм переноса и передвижения тяжестей (ст.160);

ограничение труда женщин в ночное время (ст.161);

установление облегченных условий труда беременных женщин (запрещение ночных, сверхурочных работ, командировок, перевод на более легкую работу - ст.161, 162, 163, 164).

На создание женщинам-матерям условий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей, направлены следующие нормы:

Перейти на страницу: 1 2 3