Почему психолог должен знать математические методы
Субъективное измерение психолог предпринимает, если он хочет измерить чьи-то умственные способности или черты личности. Субъективным этот вид измерения называется потому, что нужное психологу свойство измеряет не бесстрастный прибор, а сам испытуемый – отвечая на предлагаемые ему вопросы и выполняя разные задания. Но и здесь нет психологу спасения от математики. Непонятно, как выразить меру какого-то человеческого качества, которое даже потрогать нельзя. А находчивые психологи создали для этого особые инструменты – тесты, предложив и невидимые свойства измерять специальными линейками – шкалами, подсчитывать верные и неверные ответы. А то и просто измерять представление Иван Иваныча о счастье, как будто счастье – такой же предмет, как и все окружающее. Только смастерить тест не так-то просто: хитрый Иван Иваныч может обмануть психолога, да и ответить, что в жизни ни разу он от радости не прыгал, и что все это про него инопланетяне наплели. А наивный Иван Иваныч может не понять вопроса и поэтому неправильно на него ответить. Иногда целая лаборатория специалистов создаёт тест, проверяя его на множестве Иван Иванычей и устанавливая тестовые нормы. А ведь норма – это и есть усредненное значение, результат множества наблюдений. Без знания этого числа, которое не характеризует ни одного из всех участвовавших в разработке теста Иван Иванычей, решительно невозможно сказать, выражена ли способность прыгать от радости у конкретного Иван Иваныча сильнее или слабее, чем у большинства людей. Но для этого сначала нужно изучить все большинство или его значительную часть, то есть измерить у него эту способность. Зато когда все нужные тестовые коэффициенты подсчитаны, психолог может узнать об Иван Иваныче нечто совершенно новое. Например, что Иван Иваныч экстраверт и гипертим. А узнав это, в свою очередь, на основе других измерений и этим математическим путем установленных закономерностей, предположить, что Иван Иваныч любит шумные компании, очень весело рассказывает анекдоты и плохо учился в школе. И сориентировать Иван Иваныча в профессиональном плане, посоветовав ему устроиться работать в цирк. Сравните, насколько это больше, чем просто указание на факт радостного подпрыгивания Иван Иваныча. Настоящая наука всегда находит и рассматривает в мире что-то новое, никогда не останавливаясь на достигнутом.
И так, желая открывать, изучать и предсказывать новые психологические явления, психолог неизбежно сталкивается с необходимостью использовать математические знания. В противном случае он просто не сможет считаться профессионалом, ведь любая психологическая информация уже содержит в себе математическое зерно; без понимания математических законов, невозможно постичь и всю глубину совершенных с их помощью психологических открытий. Подумайте сами – никогда бы вам не узнать столько преинтересных и полезных сведений об Иван Иваныче, если бы не умение считать. А если не узнавать – то зачем тогда существовать науке?