Классификации потребностей человека
Потребности существования содержат две группы потребностей пирамиды Маслоу: в безопасности и физиологические.
Потребности связи отражают социальную природу человека, его стремление быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов. Поэтому к группе потребностей связи относятся потребности в принадлежности к социальной группе, признании и уважении, связанные со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире.
Потребности роста аналогичны потребностям в самовыражении пирамиды Маслоу и включают в себя также потребности группы признания и самоутверждения, связанные со стремлением к развитию уверенности.
Процесс движения вверх Альдерфер называет процессами удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз – процессом фрустрации (т.е. поражением в стремлении удовлетворить потребность). Эти три группы потребностей, также как и теории Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие. По Маслоу происходит движение только вверх, от потребности низшего уровня к потребности следующего порядка. Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны: наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня.
В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется на верхнем уровне, происходит переключение на более конкретную потребность на нижнем уровне, что и определяет обратный ход сверху вниз.
Если проанализировать приведенные выше классификации потребностей, станет видно, что ни одна из них не охватывает всего диапазона потребностей человека (потребности человека безграничны, человек перестает нуждается в чем-либо, только в случае смерти) и не делает индивидуальных различий (каждый человек индивидуален по своей сути, утверждать, что всем людям необходим определенный набор условий, это все равно что говорить, что все люди одинаковые).