Системно-исторический подход к исследованию потребительства

Увы, но демократическая система в условиях рынка, как мы видим, не ведет к справедливости, скорей, наоборот – к еще большей власти богатых. К этому фактору еще добавляется коррупция и тогда уже большая часть народа остается фактически бесправной.

О коррупции стоит сказать отдельное слово, так как именно в таком обществе ее не искоренить никакими репрессивными мерами (ну разве что тотальным расстрелом).

Здесь решающим фактором является идеалы и ценности. Если божеством человека являются деньги – человек будет предавать и убивать ради них. Если главная ценность – честь или награда после смерти – человек будет поступать согласно своей совести. В итоге второй вариант оказывается более полезным для общества и индивида, нежели первый.

Каким образом человеку прививаются определенные идеалы?! В основном через семью, школу и СМИ. Что мы имеем сегодня: родители вынуждены проводить большую часть времени на работе, чтобы прокормить семью. Школьная система не дает необходимых знаний – учителями все меньше становятся люди по призванию, желающие связать с этим свою судьбу. К тому же постепенно уходят люди советской закалки, приходят новые – мало что понимающие в окружающем мире и, следовательно, ничего детям дать не способные. ТВ и пресса же сегодня очень однотипны – всё сводится к стимулированию низменных инстинктов.

Таким образом, сегодня нет систематических источников для развития и воспитания сильной патриотической личности.

Для общества потребительская идеология – это опасный вирус, программирующий его на самоуничтожение.

Изначально потребительская идеология выступала как средство послевоенного восстановления Европы в середине прошлого века. В Европе в средствах массовой информации в 60-х годах активно пропагандировался стиль жизни нового общества. По телевизионным каналам транслировались рекламные ролики призывающие совершать покупки, пользоваться скидками и кредитами. Основным действующим лицом этих рекламных фильмов была молодая семья имеющая ребенка и рассчитывающая завести еще одного; муж хорошо зарабатывал, работая инженером на одном из заводов, жена также подрабатывала, распространяя косметику среди своих подруг (семья могла позволить себе няню). Основным заказчиком этих роликов была государство, на примере семьи обучающее свое население азам экономического и социального поведения. Подобный идеал стал дублироваться и культивироваться Голливудом и многими писателями, по сути отвечавшими на социальный заказ.

Население стремилось к подобным моделям поведения. Люди мечтали о тихой размеренной жизни в полном бытовом раю, где холодильник последней марки всегда будет держать продукты свежими, стиральная машина не только вычистит, но и высушит, и погладит одежду, телевизор расскажет о куче ненужных вещей, а автомобиль довезет куда угодно, благо бензин стоит очень дешево.

После 70-х новой целевой аудиторией стала молодежь. Ставшая значительно более самостоятельной в отличие от патриархальных времен 50-60-х годов, она может и хотела считать себя независимой в принятиях решений, но, по сути, благодаря умелой политике торговых компаний, заняла место наиболее активного потребителя. Молодые подростки, работающие сами или обеспеченные богатыми родителями, – более чем платежеспособные покупатели, а, не сформировавшись как самостоятельная личность, они пытаются найти себя, подражая героям телевизионных фильмов или своим друзьям.

Перейти на страницу: 1 2 3