Современное состояние различных российских социальных институтов
Еще один удар по репродуктивной системе общества наносит СМИ, который пропагандирует культ секса и, как следствие, непрочность семей.
Причины можно разделить на материальные и духовные. Первая – это нехватка материальных средств к существованию. Большинству семей ребенок просто «не по карману». Духовные причины – нежелание большинства молодых людей иметь детей. Карьера в списке ценностей уже стабильно опережает семью.
И хотя это не только стремление стать богатым, но и способ создать материальную базу для нормального существования семьи, однако, многие люди, имеющие достаточно средств, все же не желают заводить детей. Для них дети – это обуза и пережиток прошлого.
Следующая проблема, которую мы рассмотрим – это попытка реформирования системы образования, которая была гордостью и величайшим достижением России. Именно российские специалисты очень востребованы во всем мире.
Школа – одна из самых устойчивых, консервативных общественных институтов, «генетическая матрица» культуры. В соответствии с этой матрицей воспроизводятся последующие поколения. Следовательно, трудно переоценить её значение.
Рассмотрим процесс разрушения Западом образования прошлого. Добуржуазная школа, основанная на христианской традиции, вышедшая из монастыря и университета, ставила задачей воспитание личности - личности, обращенной к Богу (шире – к идеалам). Для нового общества требовался манипулируемый человек массы, сформированный в мозаичной культуре. Чем отличается выросшая из богословия «университетская» школа от школы «мозаичной культуры»?! Тем, что она на каждом своем уровне стремилась дать целостный свод принципов бытия. Конечно, было множество упреков за то, что она дает «знание, которое не пригодится в жизни». Однако задача той школы не дать человеку навыки и информацию для решения частных задач, а в том, чтобы «наставить на путь». [13, с. 315]
Школа не имеет более важной задачи, как обучать строгому мышлению, осторожности в суждениях и последовательности в умозаключениях.[4]
Итак, в чем же роль классической школы?! В том, что она передает отличительную особенность античной мысли – способность обращать всякую проблему в принципиальную, то есть стремится к упорядочению мозаики опыта. Новое, буржуазное общество нуждалось в школе для фабрикации субъектов, которые должны были заполнить, как обезличенная рабочая сила, фабрики и конторы. Такая школа не давала человеку целостной системы знания, которая учит человека свободно и независимо мыслить. Для выполнения этих функций и подбирался запас знаний, который заранее раскладывал людей «по полочкам». Таким образом, эта школа оторвалась от университета, суть которого именно в целостности системы знания. Возникла мозаичная культура в противовес университетской. Возник и её носитель – человек массы, наполненный информацией для выполнения контролируемых операций. [13, с. 317]
Ортега-и-Гассет писал: "Специалист служит нам как яркий, конкретный пример "нового человека" и позволяет нам разглядеть весь радикализм его новизны . Его нельзя назвать образованным, так как он полный невежда во всем, что не входит в его специальность; он и не невежда, так как он все-таки "человек науки" и знает в совершенстве свой крохотный уголок вселенной. Мы должны были бы назвать его "ученым невеждой", и это очень серьезно, это значит, что во всех вопросах, ему неизвестных, он поведет себя не как человек, незнакомый с делом, но с авторитетом и амбицией, присущими знатоку и специалисту . Достаточно взглянуть, как неумно ведут себя сегодня во всех жизненных вопросах - в политике, в искусстве, в религии - наши "люди науки", а за ними врачи, инженеры, экономисты, учителя . Как убого и нелепо они мыслят, судят, действуют! Непризнание авторитетов, отказ подчиняться кому бы то ни было - типичные черты человека массы - достигают апогея именно у этих довольно квалифицированных людей. Как раз эти люди символизируют и в значительной степени осуществляют современное господство масс, а их варварство - непосредственная причина деморализации Европы".[25, с. 78]