Проблемы цивилизации
Общая тенденция такова: региональные экономические и политические пространства все более противостоят возникновению исторически складывающегося мирового общества и, наряду с сообществами государств и субнациональными этническими процессами, порождают дальнейшую партикуляризацию. С точки зрения политэкономии она может привести к следующим перспективам:
1.Нарастание соперничества между международными центрами силы, которое приведет к возникновению новых границ путем применения инструментов протекционизма. Торговая статистика показывает, что торговые потоки в Европе и США находятся в основном в рамках данного экономического пространства и в меньшей степени - за его границами (пропорции объема общей внутрирегиональной торговли выросли в период между 1980 и 1989 годами с 51 до 59 % в Европе, с 33 до 37 % в Восточной Азии и с 32 до 36 % в Северной Америке[23]), в то время как развивающиеся страны в своем импорте и экспорте ориентируются, как и прежде, на индустриальные страны.
2.Рост напряжения внутри экономических блоков из-за расхождения интересов, напора власти, неравномерного распределения благополучия и экономической мощи, политических или культурных различий и норм.
3.Возможность упадка старого центра мировой экономики и возникновение нового центра в азиатско-тихоокеанском регионе[24].
Сегодня многие исследователи пишут о том, что после распада Советского Союза США являются фактически единственной политической и военной сверхдержавой. США имеют широкие возможности играть стабилизирующую роль в самых разных ситуациях: от прямого военного вмешательства (война в Персидском заливе в 1990 году) до инициирования международных санкций (против Ирака, Ливии, Югославии); от участия в политическом урегулировании конфликтов (таких, как палестино-израильский) до экстренной финансовой помощи (Мексике в 1995 году, странам Юго-Восточной Азии в 1997 году) и инициации военного вмешательства и насильственной «демократизации» (военная операция в Ираке в 2003 году).
Вместе с тем, внимательный анализ показывает, что в США, несмотря на то, что их экономика в полной мере является постиндустриальной, перемены в социальной сфере значительно отстают от экономических преобразований. Характерно, что американцы, никогда не имевшие иных показателей успеха, кроме эффективности производства и размеров прибыли, идут главным образом по пути создания технологий и продуктов, остающихся вполне массовыми и стандартизированными, хотя и имеющих порой мировое значение (унифицированные системы MS-DOS, программы, управляющие поисками в Интернете, наиболее передовые технологии в информатике, биоинженерии и т. д.). Постиндустриальная экономика США во многих отношениях как бы срослась с индустриальной идеологией, и следует признать, что успехи постиндустриального хозяйства Америки достигаются во многом теми же методами, которые вывели ее в авангард социально-экономического прогресса в эпоху индустриализма.
Тем не менее, реальной альтернативы гегемонии США в мире пока нет. Разве что исламский фактор. Особо реакционно настроенные исламские круги прямо объявили Америке «джихад», тем самым противопоставив себя, свои ценности ценностям сильнейшей мировой державы.
Роль России в этом противостоянии еще не совсем ясна в силу отсутствия геополитической доктрины. В Европе нам не особенно рады, в Америке мы сами уже почти разочаровались, а в Азию, похоже, и не стремились. Хотя именно в Азии у России могли быть очень серьезные позиции, будь российские политики немного дальновиднее. Весь исторический опыт развития России свидетельствует, что европейцы никогда не демонстрировали в отношении России особенное дружелюбие. Скорее, наоборот. Трудно поверить, что в ХХ1 веке произойдет чудо и «окно в Европу» перед Россией распахнется.
Мы отдалились от Азии и потеряли даже то, что с таким трудом завоевали большевики. Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения – вот государства, где должна сегодня «кипеть» дипломатическая деятельность России. По вопросу политики в Средней Азии следует признать, что здесь имеет место подлинный провал российской дипломатии. Мы даже не смогли защитить своих соотечественников в этих странах от националистических провокаций, гонений со стороны экстремистов. Не предоставили ни моральной, ни дипломатической поддержки в смутное время «становления» в этих странах «демократии». Произошло фактическое выдворение миллионов бывших граждан СССР в некуда, лишение их собственности, элементарных гражданских прав.