Заключение
Цель проведенного исследования – проанализировать теоретический и практический опыт социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей.
Объект исследования: процесс социальной адаптации.
Предмет исследования: пути и средства социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность социальной адаптации как социально-педагогической проблемы;
2. Изучить теоретические подходы к процессу социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей;
3. Исследовать практический опыт организации процесса социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей.
Подводя итог проведенному анализу теоретических положений, можно подчеркнуть: социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется в середе в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется.
Значительное место в современных исследованиях отводится комплексному изучению деформаций личности подростков, приводящих к такой форме дезадаптации, как противоправное поведение (Алемаскин М.А., Игошев К.Е., Миньковский Г.М., Потанин Г.М., Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Фельдштейн Д.И. и др.).
Можно говорить о том, что гипотеза, поставленная в работе, подтвердилась: работа по социальной адаптации несовершеннолетних преступников в ПНД Центрального района г. Новосибирска проводится неэффективно.
Работа по социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей в ПНД Центрального района г. Новосибирска включает диагностику состояния несовершеннолетних правонарушителей, а также профилактическую работу.
Диагностика психологического состояния несовершеннолетних правонарушителей проводится, как правило с помощью проективных методик. Используются метод теста Люшера, рисунок «Человек», рисунок «Дерево», рисунок «Несуществующее животное».
Проективные методики, с точки зрения психоанализа, направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации. Это способствует снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т.д.
Анализ организации работы по социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей показал, что в рассматриваемый в работе период недостаточно уделялось внимания организации работы по предупреждению групповой преступности, выявлению взрослых лиц, вовлекающих подростков в совершение преступлений и антиобщественных правонарушений, имеются просчёты в организации работы с лицами, состоящими на учёте в ПДН.
Опрос инспекторов и социальных педагогов с целью изучения особенностей организации работы по социальной адаптации, понимании сущности и содержании данной работы, выявления отношения непосредственных профессиональных участников процесса социальной адаптации к своей работе и степени выполнения поставленных перед ними задач выявил, что в качестве основных методов в организации социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей практически все называют профилактические беседы, работу по месту жительства и учебы несовершеннолетних правонарушителей.
Необходимо отметить, что причину дезадаптации несовершеннолетних правонарушителей многие видят в неблагополучии семей несовершеннолетних, влиянии улицы, агрессивном воздействии средств массовой информации, недостаточном внимании со стороны родителей.
В качестве методов борьбы с правонарушениями многие участники опроса называют изменение законодательства – ужесточение наказания за совершение преступлений.
Эффективность системы организации работы по социальной адаптации многие видят в комплексном подходе всех органов – социальной защиты, школы, ПНД.
Основной проблемой, поставленной в качестве фактора, мешающего эффективной организации процесса социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей является большая загруженность, недостаток свободного времени инспекторов, социальных педагогов. Отвлечение на задания, поставленные высшим руководством мешает исполнению основной работы инспекторов ПНД и социальных педагогов.
Необходимо больше уделить внимания:
- организации и проведении индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на учёте в подразделении по делам несовершеннолетних;
- своевременному выявлению и постановке на учёт подростков, склонных к совершению правонарушений;
- совершенствованию деятельности подразделения по организации работы с неблагополучными семьями;
- укреплению связей с ведомствами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественностью района в работе с неблагополучными родителями и подростковыми группам;
- повышению эффективности проведения мероприятий общего плана (операций, рейдов, «дней подростков» и т.д.).