Введение
Преступность несовершеннолетних и молодежи во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем.
Рост такой преступности характерен прежде всего для развитых капиталистических стран.
К основным причинам преступности несовершеннолетних и молодежи западные специалисты относят безработицу среди молодежи, неуверенность молодых людей в будущем, неудовлетворенность современным способом управления обществом.
За последние годы преступность несовершеннолетних в России существенно возросла. В настоящее время подростки являются самой криминогенно пораженной частью населения. Увеличилось среди преступников также число девочек-подростков.
По данным статистики в течение 2005 года несовершеннолетними в Центральном районе г. Новосибирска совершенно 93 преступления против 86 в 2004 году, рост числа преступлений на 7 фактов или 8, 1 %.
Удельный вес подростковой преступности равен 7, 4 % при среднем городском – 7, 5 %.
В совершении преступлений принимали участие 84 несовершеннолетних против 71 в 2004 году, рост на 13 человек или 18, 3 %. По оперативным данным РУВД материалы по преступлениям, совершенным несовершеннолетними, разрешены следующим образом: по 79 эпизодам материалы направлены в суд Центрального района г. Новосибирска, по 14 фактам дела прекращены в связи с примирением сторон по ст. 25 УПК РФ.
Цель исследования – проанализировать теоретический и практический опыт социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей.
Объект исследования: процесс социальной адаптации.
Предмет исследования: пути и средства социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность социальной адаптации как социально-педагогической проблемы;
2. Изучить теоретические подходы к процессу социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей;
3. Исследовать практический опыт организации процесса социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей.
Гипотеза исследования: в качестве гипотезы автор выдвигает предположение о том, что рост числа преступности среди несовершеннолетних связан, прежде всего, неэффективной организацией работы по социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей.
Методы исследования: анализ теоретических положений по проблеме социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей; опрос социальных педагогов, инспекторов по отношению к проблеме социальной адаптации.
База исследования: ПНД РОВД Центрального района г. Новосибирска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении показана актуальность проблемы, обозначены цель, задачи, гипотеза исследования. В первой главе проанализированы теоретические основы социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей. Во второй главе рассмотрена организация процесса социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей. В заключении приводятся выводы по исследованной проблеме.
Проблемы воспитания несовершеннолетних в современной психолого-педагогической литературе представлены в понятиях: «трудные», «трудновоспитуемые», (Алемаскин М.А., Невский И.А., Фельдштейн Д.И. и др.), «педагогически запущенные» (Коваль Н.А., Панченко А.В., Сироткин Л.Ю. и др.), «дети (подростки) с отклоняющимся поведением» (Алмазов М.А., Шульга А.С., Захаров А.И. и др.).
При этом проблемы, представленные данными понятиями, в разной мере обуславливаются множеством социальных факторов.