Управление профессиональным развитием социального педагога

 

Управление профессиональным развитием со­циального педагога можно рассматривать в трех плоскостях:

1.Формирование личностных качеств уровня базовых соци­альных установок (нравственно-психологическая плоскость). Это предполагает определенную центрацию педагога на личности клиента, его проблемах, стремлениях, мыслях и переживаниях, т.е.  клиентоцентрированный подход, который отражает гуманистическую центрацию специалиста. В то же время существенны сосре­доточенность на содержании и способах собственной профессио­нальной деятельности, творческий подход к делу, при котором достигаются высокие результаты.

2.Теоретическая подготовка и профессиональные знания (тео­ретико-методологическая плоскость). Наличие знаний основ соци­альной политики государства, правовых основ, теории и методики социально-педагогической деятельности, технологий социально-педагогической работы.

3.Технологическая подготовка (операционно-деятельностная плоскость). Умение проводить социологические исследования, выбирать и реализовывать технологии индивидуальной и группо­вой работы, организовывать практико-ориентированную деятель­ность детей и взрослых.

Можно выделить следующие направления деятельности по со­вершенствованию профессионализма социальных педагогов:

1. Подготовка в высших учебных заведениях высококвалифи­цированных специалистов, обладающих как теоретической и тех­нологической готовностью к социально-педагогической деятель­ности, так и высоким уровнем личностной культуры, которую ха­рактеризуют следующие показатели:

—осознанный выбор профессии;

внутренняя предрасположенность к социально-педагоги­ческой деятельности; —высокий уровень коммуникативной культуры и профессио­нальной компетентности.

2. Постоянное повышение уровня профессионализма и квали­фикации, совершенствование социально-педагогической деятельности.

Характеристикой высокого уровня профессионализма социального педагога могут быть: профессиональный статус (должностное положение субъекта в системе межличностных отношений) и следующие умения:

— аналитические (анализ совместной деятельности по устранению проблемы);

—  прогностические (выделение цели деятельности, ее задач, отбор способов осуществления, предвидение результата);

— проективные (определение программы деятельности, исходя из системного понимания ситуации);

— рефлексивные (самоанализ собственной деятельности);

—  коммуникативные (владение культурой межличностного общения)[3, 41-42].